Вы здесь

Типичные нарушения,­ выявленные­ в ходе правовой экспертизы­ уставов муниципаль­ных образовани­й и МПА о внесении изменений в уставы

Типичные нарушения,  выявленные при проверке уставов
 и муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы муниципальных образований

 

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее – Управление) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

За  2016 год в Управление на государственную регистрацию поступил 381 муниципальный правовой акт, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 245 актов, подготовлено 98 заключений об отказе  в государственной  регистрации  муниципальных правовых актов, (26% от общего количества поступивших документов), рассмотрено 49 проектов актов, выявлено 59 коррупциогенных факторов.

За период с 09.01.2017 по 31.10.2017 на государственную регистрацию поступило 262 муниципальных правовых акта, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 192 акта, подготовлено 65 заключений об отказе  в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (25 % от общего количества поступивших документов), рассмотрен 51 проект актов, выявлен 31 коррупциогенный фактор.

За период с 11.01.2016 по 31.10.2016 на государственную регистрацию поступило 288 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 184 акта, подготовлено 74 заключения об отказе в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (26 % от общего количества поступивших документов), рассмотрено 34 проекта актов, выявлено 40 коррупциогенных факторов.

Типичными нарушениями, выявленными при проверке уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы, являются:

-  принятие муниципального правового акта без проведения публичных слушаний в нарушение пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  № 131-ФЗ);

- принятие муниципального правового акта без опубликования (обнародования) его проекта и установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, что не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-   несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-   отсутствие кворума депутатов представительного органа муниципального образования при принятии муниципального правового акта, что не соответствует части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований  статьям 14, 15, 16  Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта  части 1  статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ;

- отсутствие возможности отзыва населением главы муниципального образования в нарушение статей 24 и 71 Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта части 3   статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ;

- отсутствие конкретного срока, в который вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание, что не соответствует части 1.2 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  отсутствие подписи главы муниципального образования в муниципальном правовом акте в нарушение пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ;

-    несоответствие положений муниципального правового акта  частям 6 и 7  статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ;

-    несоответствие положений муниципального правового акта части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие положений муниципального правового акта  части 3, пункту 2 части 7,   части  9.1  статьи 40 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-  отсутствие положений об осуществлении выборным должностным лицом своих полномочий на постоянной основе в нарушение части 5 статьи 40 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-  установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40  Федерального закона № 131-ФЗ и закону Московской области от 18.09.2009 № 107/2009-ОЗ  «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области»;

-    отсутствие конкретного перечня полномочий выборных и иных органов местного самоуправления в нарушение пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  несоответствие положений муниципального правового акта  части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  несоответствие порядка вступления в силу муниципального правового акта после государственной регистрации части 8 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта  части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта пункту 2 части 1  статьи 74 Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие  перечня оснований для удаления главы муниципального образования  в отставку части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  несоответствие положений муниципального правового части 3 статьи 23  Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе  в  Российской Федерации»;

-    несоответствие положений муниципального правового статьям 109 и 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

- несоответствие срока полномочий представительного органа муниципального образования  части 1 статьи  2 закона Московской области  от 11.06.2016 № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области»;

- несоответствие положений муниципального правового акта  статье 2 закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ  «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области».

При представлении уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований иногда не соблюдаются требования статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ  «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»  (далее – Федеральный закон  № 97-ФЗ) к оформлению документов:  устав муниципального образования подписывается и направляется в регистрирующий орган неуполномоченным должностным лицом муниципального образования;  представляются неполный пакет документов или копии документов; документы представляются в непрошитом и непронумерованном виде; на документе отсутствует печать органа местного самоуправления или проставлена ненадлежащая печать (другого органа местного самоуправления); не представляется электронный носитель.

Также не всеми главами муниципальных образований соблюдается   10-дневный срок направления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта о внесении изменений   и дополнений в устав)  после государственной регистрации (статья 5 Федерального закона № 97-ФЗ) либо в регистрирующий орган направляются сведения   об опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта   о внесении изменений в устав), не прошедших государственную регистрацию.

Мониторинг сведений  об источниках  и датах официального опубликования (обнародования) уставов и муниципальных правовых актов о внесении    изменений   в уставы после их государственной регистрации (за 1 полугодие 2017), поступивших в Управление,  показал,  что в нарушение требований статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ органы местного самоуправления 12 муниципальных образований Московской области (Воскресенский муниципальный район, городские округа Люберцы, Пущино, Долгопрудный, городское поселение им. Цюрупы Воскресенского муниципального района,  сельские поселения   Тарасовское Пушкинского муниципального  района, Чисменское Волоколамского муниципального района, Сафоновское и Никоновское Раменского муниципального района и др.) не представили в Управление вышеуказанные сведения для включения в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Имеют место случаи длительного не приведения устава в соответствие с действующим законодательством (городские поселения Видное Ленинского муниципального  района, Деденово Дмитровского  муниципального района, Старая Купавна Ногинского муниципального района, сельские поселения Борисовское Можайского муниципального района, Квашенковское Талдомского муниципального района и  др.).

По результатам проведенного Управлением 27.07.2017 мониторинга уставов муниципальных образований на предмет их соответствия Федеральному закону     № 131-ФЗ в редакции Федеральных  законов от 28.12.2016 № 465-ФЗ  и  № 494-ФЗ установлено, что в нарушение  части  9  статьи  44   Федерального закона      № 131-ФЗ некоторыми муниципальными образованиями не соблюдается шестимесячный срок приведения устава муниципального образования   в соответствие с законодательством (Раменский муниципальный район, городские округа Власиха, Мытищи, городские поселения Вербилки Талдомского муниципального района, Загорянский Щёлковского муниципального района, сельские поселения Белавинское Орехово-Зуевского муниципального района, Ошейкинское Лотошинского муниципального района, Васильевское Сергиево-Посадского муниципального района, Дашковское Серпуховского муниципального района, Соколовское Солнечногорского муниципального района и др.).

29 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).