Вы здесь

Типичные нарушения,­ выявленные­ в ходе правовой экспертизы­ уставов муниципаль­ных образовани­й и МПА о внесении изменений в уставы

Типичные нарушения,  
выявленные при проверке уставов
 и муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы муниципальных образований

 

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее – Управление) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

За  2017 год в Управление на государственную регистрацию поступило  320 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 244 акта, подготовлено 68 заключений об отказе  в государственной  регистрации  муниципальных правовых актов, (21% от общего количества поступивших документов), выявлено 34 коррупциогенных фактора, рассмотрено 70 проектов актов.

За период с 09.01.2018 по 31.05.2018 на государственную регистрацию поступило 115 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено  в государственный реестр уставов муниципальных образований 64 акта, подготовлено 33 заключения об отказе  в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (28 % от общего количества поступивших документов), выявлено 8 коррупциогенных факторов, рассмотрено 34 проекта актов.

За период с 09.01.2017 по 31.05.2017 на государственную регистрацию поступило 127 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 103 акта, подготовлено 37 заключений об отказе в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (29 % от общего количества поступивших документов), выявлено 14 коррупциогенных факторов, рассмотрено 29 проектов актов.

Типичными нарушениями, выявленными при проверке уставов  и муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы, являются:

-  принятие муниципального правового акта без проведения публичных слушаний в нарушение пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  № 131-ФЗ);

- принятие муниципального правового акта без опубликования (обнародования) его проекта и установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-   несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-   отсутствие кворума депутатов представительного органа муниципального образования при принятии муниципального правового акта, что не соответствует части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований  статье 14  Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта  части 1  статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ;

-     несоответствие положений муниципального правового акта частям 3 и 4  статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ;

-   несоответствие положений муниципального правового акта части 10   статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  отнесение к полномочиям администрации муниципального образования утверждения правил благоустройства территории муниципального образования в нарушение пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие положений муниципального правового акта  пункту 2 части 7  статьи 40 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-  установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40  Федерального закона № 131-ФЗ и закону Московской области
от 18.09.2009 № 107/2009-ОЗ  «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области»
;

-   несоответствие положений муниципального правового акта части 3  статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ;

-    отсутствие конкретного перечня полномочий выборных и иных органов местного самоуправления в нарушение пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  отсутствие наименования официального печатного периодического издания и официального сетевого издания, доменного имени сайта в сети «Интернет», регистрационного номера и даты его регистрации как средства массовой информации, что не отвечает требованиям  пункта 6 части 1 статьи 44   и части 3 статьи 47 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-  несоответствие порядка вступления в силу муниципального правового акта после государственной регистрации абзацу 1 части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-  отсутствие положений при принятии нового устава о признании ранее действующего устава и муниципальных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования в нарушение части 10 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

-   установление  возможности  альтернативного использования печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов не соответствует абзацу 2 части 2 статьи 47 Федерального закона  № 131-ФЗ;

-  указание ссылки в муниципальном правовом акте на пункт 4 части 1 статьи 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан (часть 2 статьи 56  Федерального закона   № 131-ФЗ) не соответствует законодательству и Уставу муниципального образования;

-  несоответствие положений муниципального правового акта пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ, согласно которому пункт 12 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ признан утратившим силу;

-   отнесение к полномочиям руководителя администрации муниципального образования представления на утверждение представительного органа планов и программ развития муниципального образования,  отчетов об их исполнении, что  не соответствует статье 3 Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- несоответствие срока полномочий главы и представительного органа муниципального образования  статье  2 закона Московской области    от 11.06.2016 № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области»;

- несоответствие положений муниципального правового акта    статье 2 закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ   «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области».

При представлении уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований иногда не соблюдаются требования статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ  «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»   (далее – Федеральный закон  № 97-ФЗ) к оформлению документов:  устав муниципального образования подписывается и направляется в регистрирующий орган неуполномоченным должностным лицом муниципального образования;  представляются неполный пакет документов или копии документов; документы представляются в непрошитом и непронумерованном виде; на документе отсутствует печать органа местного самоуправления или проставлена ненадлежащая печать (другого органа местного самоуправления);  не представляется электронный носитель.

Также не всеми главами муниципальных образований соблюдается 10-дневный срок направления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта о внесении изменений  и дополнений в устав)  после государственной регистрации (статья 5 Федерального закона № 97-ФЗ) либо в регистрирующий орган направляются сведения  об опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта  о внесении изменений в устав), не прошедших государственную регистрацию.

Мониторинг сведений  об источниках  и датах официального опубликования (обнародования) уставов и муниципальных правовых актов  о внесении   изменений   в уставы после их государственной регистрации (за 2 полугодие 2017), поступивших в Управление,  показал,  что в нарушение требований статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ органы местного самоуправления 17 муниципальных образований Московской области (Солнечногорский муниципальный район, городские округа Люберцы, Молодежный, Подольск, городские поселения Куровское Орехово-Зуевского муниципального  района, Фряново Щёлковского муниципального района, сельские поселения   Развилковское Ленинского муниципального  района, Куликовское Дмитровского муниципального района и др.) не представили в Управление вышеуказанные сведения для включения в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Имеют место случаи длительного не приведения устава в соответствие  с действующим законодательством (городской округ Красноармейск, городские поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района, Солнечногорск Солнечногорского муниципального района, сельские поселения Ермолинское и Квашенковское Талдомского муниципального района и  др.).

В нарушение  части  9  статьи  44 Федерального закона  № 131-ФЗ некоторыми муниципальными образованиями не соблюдается шестимесячный срок приведения устава муниципального образования  в соответствие  с законодательством.  

В целях своевременного приведения уставов муниципальных образований   в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, предлагаем муниципальным образованиям учитывать в плане заседаний представительного органа принятие муниципальных правовых актов   о внесении изменений в уставы по мере изменения федерального и регионального законодательства, но не реже 2-х раз в год.

В целях оказания методической помощи предлагаем направлять в Управление проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы   для проведения предварительной экспертизы и выявления на стадии подготовки  актов к принятию возможных несоответствий содержащихся  в них норм действующему законодательству. При направлении проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы представительным органам муниципальных образований необходимо принимать  во внимание срок их рассмотрения и данные по ним замечания.

 

29 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).