Вы здесь

Типичные нарушения, выявленные при проверке уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

Типичные нарушения,

выявленные при проверке уставов

и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

 

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области  (далее – Управление) относится осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, оказание органам местного самоуправления методической помощи по вопросу обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и Московской области.

За  2017 год в Управление на государственную регистрацию поступило 320 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 244 акта, подготовлено 68 заключений об отказе  в государственной  регистрации  муниципальных правовых актов, (21% от общего количества поступивших документов), выявлено 32 коррупциогенных фактора, рассмотрено 70 проектов актов.

За период с 09.01.2018 по 30.11.2018 на государственную регистрацию поступило 253 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 146 актов, подготовлено 48 заключений об отказе в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (19 % от общего количества поступивших документов), выявлено 13 коррупциогенных факторов, рассмотрено 68 проектов актов.

За период с 09.01.2017 по 30.11.2017 на государственную регистрацию поступило 289 муниципальных правовых актов, зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 218 акта, подготовлено 66 заключений об отказе в государственной  регистрации муниципальных правовых актов (23 % от общего количества поступивших документов), выявлено 32 коррупциогенных фактора, рассмотрено 63 проекта актов.

Типичными нарушениями, выявленными при проверке уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений  в уставы, являются:

  • принятие муниципального правового акта без проведения публичных слушаний в нарушение пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ);
  • принятие муниципального правового акта без опубликования (обнародования) его проекта и установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • отсутствие кворума депутатов представительного органа муниципального образования при принятии муниципального правового акта, что не соответствует части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • несоответствие перечня вопросов местного значения муниципальных образований  статье 14  Федерального закона № 131-ФЗ;
  • несоответствие положений муниципального правового акта  части 1  статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • несоответствие положений муниципального правового акта частям 3 и 4  статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • несоответствие положений муниципального правового акта части 10   статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • отнесение к полномочиям администрации муниципального образования утверждения правил благоустройства территории муниципального образования в нарушение пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • отсутствие в уставе подписи главы муниципального образования в нарушение пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • несоответствие положений муниципального правового акта  пункту 2 части 7  статьи 40 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и закону Московской области от 18.09.2009 № 107/2009-ОЗ  «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области»;
  • несоответствие положений муниципального правового акта части 3  статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • отсутствие конкретного перечня полномочий выборных и иных органов местного самоуправления в нарушение пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • отсутствие наименования официального печатного периодического издания и официального сетевого издания, доменного имени сайта в сети «Интернет», регистрационного номера и даты его регистрации как средства массовой информации, что не отвечает требованиям  пункта 6 части 1 статьи 44 и части 3 статьи 47 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • несоответствие порядка вступления в силу муниципального правового акта после государственной регистрации абзацу 1 части 8 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • отсутствие положений при принятии нового устава о признании ранее действующего устава и муниципальных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования в нарушение части 10 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • установление  возможности  альтернативного использования печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов не соответствует абзацу 2 части 2 статьи 47 Федерального закона  № 131-ФЗ;
  • указание ссылки в муниципальном правовом акте на пункт 4 части 1 статьи 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан (часть 2 статьи 56  Федерального закона № 131-ФЗ) не соответствует законодательству и Уставу муниципального образования;
  • несоответствие положений муниципального правового акта пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ, согласно которому пункт 12 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ признан утратившим силу;
  • отнесение к полномочиям руководителя администрации муниципального образования представления на утверждение представительного органа планов и программ развития муниципального образования,  отчетов об их исполнении, что  не соответствует статье 3 Федерального закона от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • несоответствие срока полномочий главы и представительного органа муниципального образования  статье  2 закона Московской области от 11.06.2016 № 60/2016-ОЗ «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области»;
  • несоответствие положений муниципального правового акта статье 2 закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ  «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области»;
  • несоответствие положений муниципального правового акта части 2 статьи 7 Закона Московской области от 30.12.2014 № 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».

 

При представлении уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований иногда не соблюдаются требования статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон  № 97-ФЗ) к оформлению документов:  устав муниципального образования подписывается и направляется в регистрирующий орган неуполномоченным должностным лицом муниципального образования;  представляются неполный пакет документов или копии документов; документы представляются в непрошитом и непронумерованном виде; на документе отсутствует печать органа местного самоуправления или проставлена ненадлежащая печать (другого органа местного самоуправления); не представляется электронный носитель.

Не всеми главами муниципальных образований соблюдается 10-дневный срок направления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта о внесении изменений  и дополнений в устав) после государственной регистрации (статья 5 Федерального закона № 97-ФЗ) либо в регистрирующий орган направляются сведения об опубликовании (обнародовании) устава (муниципального правового акта о внесении изменений  в устав), не прошедших государственную регистрацию.

В результате мониторинга сведений  об источниках  и  датах официального опубликования (обнародования) уставов и муниципальных правовых актов о внесении   изменений  в уставы после их государственной регистрации, поступивших в Управление,  установлено,  что в нарушение требований статьи 5 Федерального закона № 97-ФЗ органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований Московской области (сельское поселение Никоновское Раменского муниципального района,  городское поселение Родники Раменского муниципального района, городской округ Звенигород и др.) не представили в Управление вышеуказанные сведения для включения в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В нарушение части 9 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ некоторыми муниципальными образованиями не соблюдается шестимесячный срок приведения устава муниципального образования в соответствие  с законодательством.  

Имеют место случаи длительного не приведения устава в соответствие с действующим законодательством (городские округа  Химки, Черноголовка, Восход, Котельники, городские поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района, Горки Ленинские Ленинского муниципального района, им. Цюрупы Воскресенского муниципального района, Солнечногорск Солнечногорского муниципального района, сельские поселения Верейское Раменского муниципального района, Сычево Волоколамского муниципального района и  др.).

В целях своевременного приведения уставов муниципальных образований в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, предлагаем муниципальным образованиям учитывать в плане заседаний представительного органа принятие муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы по мере изменения федерального и регионального законодательства, но не реже 2-х раз в год.

В качестве оказания методической помощи предлагаем направлять в Управление проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы  для проведения предварительной экспертизы и выявления на стадии подготовки актов к принятию возможных несоответствий содержащихся   в них норм действующему законодательству. При направлении проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы представительным органам муниципальных образований необходимо принимать во внимание срок их рассмотрения и данные по ним замечания.

29 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).